Skip to main content

Виталий Волович Старый Екатеринбург

Волович Виталий
Старый Екатеринбург: Акварель. Рисунок. Темпера: Альбом. – Екатеринбург: Издательский дом «Автограф», 2008. – 352 с.; илл.
ISBN 978-5-98955-038-8


Авторы вступительных статей А. Мосин, М. Никулина
Текст – Л. Зорина
Дизайн – В. Реутов
Фотографы: Б. Демидов, М. Голомидова, Ю. Лишенко, Е. Саенко, 
Степанов, С. Тартаковский, В. Фетисов, М. Филатов, У. Тимофеева
Перевод – В. Дорогокупля


 


…Я видел Таллин и Петербург, Рим и Венецию, Вену и Париж… Можно ли с ними сравнивать мой город? Да нет, конечно… И история другая… И вообще, все другое…


Но мне мой город кажется прекрасным, потому что я люблю его. А любовь почти истина. По крайней мере, пока любишь… Да и может ли быть иначе, если здесь прошла вся моя жизнь?


Город не был безучастен ко мне. Возле этого дома я был счастлив, и он помнит это. А возле этого мне было невыносимо, и он постарел вместе со мной. Здесь мне казалось, жизнь кончена. И здесь же она начиналась вновь…


В этих домах живут люди, любимые мною. Во многих из них – любят меня. Отблеск любви лежит на этих домах. Здесь произошло все. Печали и радости, удачи и неудачи, сбывшееся и несбывшееся. Здесь было и хорошо, и плохо, душевно и суетно. И горько. Скольких друзей я проводил в последний путь, и есть в этом городе дом, из которого проводят меня.


Я не идеализирую мой город. Он бывает и холоден, и враждебен. Но в нем и любовь, и тепло, и все, что отмерено мне в этой жизни.


Этот город моя судьба…


Город стремительно меняется. Исчезает его привычный облик. Мы болезненно расстаемся с его символами, его декорациями, его прошлым. Это и наше прошлое. И можно сказать, что у каждого поколения свой «Вишневый сад». Но история бесчувственна. Ее забота – движение.


У нас на глазах возникает совершенно другой город. В нем появляется ощущение мощи, размаха, энергии. Он заключает себя в сталь, бетон, стекло. Становится современным, богатым, комфортным…


И это замечательно.


Но есть в этом впечатляющем строительстве и свои изъяны. Экономика вполне безразлична к задачам этики. Да и эстетики тоже.


И город теряет присущий ему характер. Становится похожим на множество других городов, разбросанных по всему свету, безликих и стандартных…


Город строится безотносительно места, климата, традиций. Из него бездумно вычеркиваются страницы и без того недолгой нашей истории. Мы уничтожаем то, что отличает нас от других. Мы хотим быть как все. Мы гордимся своей неотличимостью.


Исторический город уходит безвозвратно. В нем почти не остается следов предшествующей жизни.


И мы вынуждены уступить напору этой созидательной, но не всегда разборчивой энергии.


…Но кажется, наша запоздалая ответственность, наш долг, осознанная нами необходимость в том и заключаются, чтобы попытаться сохранить в этом, уже, по существу, новом городе присутствие истории, атмосферу уходящего времени. А еще его поэтику, его образ. Напомнить о жизненной необходимости наших связей с прошлым. Их нравственном участии в настоящем. Сохранить все это в документах, фотографиях, рисунках.


Со временем они станут единственным свидетельством нашего прошлого. Нашего присутствия в истории. Объединяющей нас судьбы…


Этот альбом – одна из таких попыток. Работы в нем не претендуют на безусловность документа. Это мое ощущение города. Это моя память о нем. Так хочется сохранить ее, удержать, не дать исчезнуть окончательно.


Здесь нет предварительного плана, обязательной задачи. Здесь то, что избрано сердцем, вызвано ответным душевным волнением.


Я рисовал, следовательно, я любил.


Виталий Волович


Компьютерная подготовка – А. Никифоров
Редактор Т. Федорова
Ответственная за выпуск С. Вараксина